Ресурсный центр по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников

 

Ресурсный центр по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников

 

 Нормативные документы

 

Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.»

Приказ департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района от 18.09.2018 № 565 "О ресурсных центрах"

Приказ МБДОУ ЦРР - детский сад "Золотая рыбка" от 19.09.2018 № 474 "Об организации работы ресурсного центра на 2018 - 2019 учебный год"

План мероприятий (дорожная карта) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ ЦРР – детский сад «Золотая рыбка» на 2018-2019 учебный год

 

План работы ресурсного центра на базе

МБДОУ ЦРР – детский сад «Золотая рыбка»

«Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников»

 

Направление

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Работа по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников

Участие в Августовском совещании педагогических работников Сургутского района (выставочная экспозиция)

28.08.2018

Старинова С.А., заведующий, Максимова О.В., старший воспитатель

Фестиваль финансовой грамотности для обучающихся дошкольных образовательных организаций г.Лянтора, п.Нижнесортымский, д.Лямина, с.Сытомино (с участием социальных партнеров)

Февраль 2019 г.

Старинова С.А., заведующий,

Непочатова Т.В., заместитель заведующего,

Максимова О.В., старший воспитатель

Районный семинар «Экономическое воспитание дошкольников»

Март 2019 г.

Старинова С.А., заведующий,

Непочатова Т.В., заместитель заведующего,

Максимова О.В., старший воспитатель

Мастер-класс (в рамках методического объединения воспитателей г.Лянтора, п.Нижнесортымский, д.Лямина, с.Сытомино)

Апрель 2019 г.

Максимова О.В., старший воспитатель, педагоги МБДОУ ЦРР – детский сад «Золотая рыбка»

 Социальное партнерство

Соглашение о сотрудничестве по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников МБДОУ ЦРР - детский сад "Золотая рыбка" и ПАО Банк "ФК Открытие" на 2018 - 2019 учебный год

 События

Фестиваль финансовой грамотности для обучающихся дошкольных образовательных организаций города Лянтора

Приказ департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района "О проведении фестиваля финансовой грамотности для обучающихся дошкольных образовательных организаций" от 28.01.2019 № 24

Приказ МБДОУ ЦРР - детский сад "Золотая рыбка" от 01.02.2019 №77 "О подготовке и проведении районного фестиваля финансовой грамотности для обучающихся ДОО"

Районный семинар "Экономическое воспитание дошкольников"

Приказ департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района "О проведении районного семинара" от 22.03.2019 № 185

 Мероприятия

Непосредственно образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет

Встреча с предпринимателем

"Монетка" - Клуб по финансовой грамотности

Экскурсия в банк

Экскурсия в магазин (встреча с предпринимателями)

Сотрудники банка в гостях у воспитанников детского сада

Клубный час "Дружат страны" (международная ярмарка)

Клубный час "Городская ярмарка"

 

Отчеты

Отчет о деятельности ресурсного центра за 2018-2019 учебный год

 

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся дошкольной образовательной организации

 

Максимова О.В., старший воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад «Золотая рыбка» г.Лянтор

 

В соответствии с «Планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства», предполагается включение программ по формированию основ финансовой грамотности в образовательные программы организаций.

Формирование основ финансовой грамотности у детей можно начинать с 5-летнего возраста. По данным исследований, между пятью и шестью годами у ребёнка формируется определённое понимание и оценка социальных явлений. Дети начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», они эмоционально воспринимают ситуации «успеха» и «неуспеха». Взаимосвязь экономического образования и нравственного воспитания очень важна. Нередко возникают такие жизненные ситуации, когда у взрослых есть реальные объективные возможности объяснить ребёнку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счёт другого, воровство и т. п.). Приходится сталкиваться и с моментами, когда дети не ценят того, что им покупают взрослые для их повседневной жизни (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски и др.). Дети бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Взрослые в таких случаях должны объяснить детям, почему следует уважать труд взрослых и то, что они делают для благосостояния семьи, людей, общества, всей страны; раскрыть доступно, понятно взаимосвязь труда, экономики и нравственности. Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создаёт для формирования у ребёнка отношения к экономическим ценностям. В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких экономически значимых качеств деятельности, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Основные задачи экономического воспитания и обучения -  помочь детям 5–7 лет войти в социальную жизнь; понять, что такое материальные ценности (мир вещей как результат труда людей); воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги;

В своей работе можно использовать программы: «Тропинка в экономику» Шатовой А.Д. разработанной на ее основе примерную парциальную программу дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей 5-7 лет» Банка России. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Программа ориентирована на один из основополагающих принципов — тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания.

Состоит из четырёх разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд — продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика».

 Предлагаемая программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Содержание программы не должно быть навязанным со стороны педагогов и родителей. Вся работа должна очень естественно и органично вписываться в образовательный процесс, общение с детьми. Реализация данной программы в детском саду должна быть согласована с желанием родителей.

Могут быть использованы разные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, беседы. Но наиболее эффективно формирование экономических представлений осуществляется в процессе сюжетно-ролевой игры, а в нашей организации - во время Клубного часа.

Примеры занятий, развлечений, бесед, проектов, представлены в программе Шатовой А.Д. «Тропинка в экономику».

Вышел сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования и содержит материалы для организации образовательного процесса по разделу «Труд и продукт труда (товар)». Методические материалы могут быть использованы для взаимодействия взрослого и детей (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, чтения художественной литературы), а также для свободной самостоятельной деятельности самих детей (игры, лепки, рисования, конструирования).

Для полноты восприятия темы финансовой грамотности возможны: экскурсии в банк, рекламное агентство, в магазин, на производство, встречи с предпринимателями.

Сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Ипотечное агентство, покупка квартиры», «Супермаркет», «Ярмарка игрушек», «Выставка-продажа».

В нашей организации каждый год проводим игровые Клубные часы: «Дружат страны» - освоение элементарных макроэкономических представлений; «Мой город» - знакомство с городскими объектами и их назначением, профессиями, продуктами производства; «Профессии бабушек и дедушек» - знакомство с профессиями прошлого и способами заработка и траты денег в 19-20 веках; Клубный час «Семья. Кто чем занят» - знакомство с профессиями родителей, понятием «семейный бюджет», планирование доходов и расходов семьи; «Города России. Ремесла, промыслы» - знакомство с понятиями «автор», «ручная работа», «Ярмарка мастеров», формирование представлений об индивидуальном предпринимательстве, формирование представлений, что цена зависит от качества товара.  

Реализуем проекты «Профессии родителей», «Трудовая профессиональная династия» и др.).

Педагоги руководствуются повседневными целями, близкими для каждого человека, его семьи, друзей и воспитывают в первую очередь хозяина для семейной жизни, для общества.

 

Дата последнего обновления страницы 11.06.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»