Пимкина Т.Г.

 

Пимкина Татьяна Геннадьевна

 

 

 

Отчет по реализации технологии «Круг рефлексии»

в старшей и подготовительной к школе группах

за 2016-2017 учебный год

 

  

«Рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

 

Темы «Рефлексивных кругов» по ситуациям месяца (для старших дошкольников).

«Ситуация месяца»

Вопросы

«Я-лянторец»

-        Насколько хорошо я знаю город Лянтор?

-        Как я могу помочь своему городу?

-        Чем заняться на выходные?

«Я -  житель земного шара»

-        Какие страны я знаю?

-        Как себя вести при встрече с иностранцем?

-        В какой стране хотел бы побывать?

-        Как я помогаю маме?

«Рождественские подарки»

-        Как и чем можно украсить елочку в новый год?

-        Моё новогоднее желание.

-        Как помочь птицам зимой?

-        Как нужно вести себя на утренниках?

-        Как организовать свой досуг?

«Мальчики и девочки»

-        Чем я отличаюсь от мальчиков (девочек)?

-        Что влияет на наше настроение?

-        Мои добрые поступки по отношению к девочкам (мальчикам)?

«Моя семья, мои корни»

-        Самые дорогие на свете люди?

-        Традиции в нашей семье.

-        На кого я похожа из членов семьи и чем?

-        Я люблю свою семью.

«Космос. Я часть вселенной»

-        Я берегу планету

-        Разговор (письмо) инопланетянину

-     Что значит быть вежливым?

-       Я хочу стать…

Я Россиянин

-     Давайте жить дружно

-      Я горжусь, что живу в России

-      Спасибо деду за победу

-    Мои добрые поступки.

Помимо запланированных, темы «Кругов рефлексии» определялись воспитателем по обстоятельствам, например, если в группе произошло какое-то событие.

В основе каждого рефлексивного круга лежит определенный сюжет, иногда несколько занятий объединяются общим сюжетом. Благодаря этому дети вовлечены в деятельность, что повышает эффективность занятий и интерес к изучаемому материалу, проблеме. Разные виды рефлексивных кругов раскрывают разные составные части (компоненты) «Я» ребенка (когнитивное — познавательное, коммуникативное, эмоциональное, социальное). Занятия программы «Рефлексивный круг» построены на основе событийности: дети анализируют собственный опыт, как бы проживают те или иные события, а получаемая информация приобретает для них личностную окраску.

В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал ребенка.

Рефлексивные круги создают коммуникативные условия для того, чтобы слушать другого человека, говорить перед другими, управлять, подчиняться, сотрудничать. Между воспитанниками складываются отношения в психологически безопасной форме.

Воспитанники не остаются равнодушными к происходящему вокруг них, они активны, принимают участие в жизни группы. Дети могут понять причины проявления положительных и отрицательных эмоций сверстников, способны разобраться в своих чувствах и рассказать о собственном состоянии.

 

Отчет по реализации технологии

во второй младшей и средней группе

за 2014-2015 учебный год

«Рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей. Круг способствует совершенствованию речи,  как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

Задачи педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг» следующие:

– сплочение детского коллектива;

– формирование умения слушать и понимать друг друга;

– формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

– обсуждение планов на день, неделю, месяц;

– развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

- привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

  

План работы на 2014-2015 учебный год

 

Начиная с младшей группы «рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе.  Целью этого круга обсуждение планов на день или каких-либо проблем группы. Обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 мин и менее. Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло какое-то событие, то «рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия. Также после Проблемной педагогической ситуации. В последних двух случаях «рефлексивный круг» проводится спонтанно и поэтому педагог должен быть всегда готов правильно организовать обсуждение.

В младшем и среднем возрасте рефлексивный круг проводится с ноября месяца.

При составлении тем для кругов рефлексии старалась подобрать такие, которые соответствовали не только теме месяца, но и затрагивали проблемы в группе.(Например, «Вышли гулять, а на участке не пройти – намело много снега. Что делать, как пройти на участок?»; «Будем рисовать красками, а кисточки нет», «Мальчик обидел девочку», «Что делать, когда мама ушла в магазин?»). При обсуждении таких проблем каждый ребенок находится в активной действующей позиции: находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

Также были предложены сказочные темы. Они брались из знакомых сказок (например, «Как козляткам не пустить волка в дом?»; «Как сделать, чтобы яйцо не разбилось и не упало со стола», «Как Маше не заблудиться в лесу?» и др.). При решении таких проблем требуется проведение предварительной работы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы. Но эти темы интересны и понятны детям, они более свободно выражают свои мысли, высказывают пожелания.

В самом начале работы по решению творческих заданий возникла необходимость проведения предварительной работы, «введения детей в проблему» с целью выявления, закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. От этого в большой степени зависит «успешность» решения проблемы. В предварительную работу мы включали чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепку, конструирование, подвижные игры и т.д.

В результате работы по решению творческих задач, дети стали более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

 

Отчет по реализации технологии «Круг рефлексии»

в старшей и подготовительной к школе группах

за 2015-2016 учебный год

 

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческим ценностям, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.

В специально подготовленной среде, имея право на определенные виды свободы в различных видах деятельности, ребенок-дошкольник постепенно приобщается к миру социальных отношений. Особо важное значение имеют именно те виды деятельности, которые дают ребенку возможность самостоятельно приобщаться к социальному миру людей в реальном плане. Одним из эффективных средств в развитии социальных чувств и эмоционального мира ребенка является проведение рефлексивных кругов.

«Рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

Именно круг, по наблюдению психологов, является гарантией защищенности, его также можно назвать «атмосферным явлением», потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал ребенка.

Основная задача рефлексивных кругов заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать ребенка, а помочь ему стать самим собой, через понимание себя и самовыражение. Только тогда ребенок примет себя со всеми своими слабостями и недостатками, когда он признает их и одновременно поймет свои сильные стороны, только тогда ребенок продвинется вперед.

Темы «Рефлексивных кругов» по ситуациям месяца (для старших дошкольников).

 

«Ситуация месяца»

Вопросы

«Я-лянторец»

-        Насколько хорошо я знаю город Лянтор?

-        Как я могу помочь своему городу?

-        Чем заняться на выходные?

«Я -  житель земного шара»

-        Какие страны я знаю?

-        Как себя вести при встрече с иностранцем?

-        В какой стране хотел бы побывать?

-        Как я помогаю маме?

«Рождественские подарки»

-        Как и чем можно украсить елочку в новый год?

-        Моё новогоднее желание.

-        Как помочь птицам зимой?

-        Как нужно вести себя на утренниках?

-        Как организовать свой досуг?

«Мальчики и девочки»

-        Чем я отличаюсь от мальчиков (девочек)?

-        Что влияет на наше настроение?

-        Мои добрые поступки по отношению к девочкам (мальчикам)?

«Моя семья, мои корни»

-        Самые дорогие на свете люди?

-        Традиции в нашей семье.

-        На кого я похожа из членов семьи и чем?

-        Я люблю свою семью.

«Космос. Я часть вселенной»

-        Я берегу планету

-        Разговор (письмо) инопланетянину

-     Что значит быть вежливым?

-       Я хочу стать…

Я Россиянин

-     Давайте жить дружно

-      Я горжусь, что живу в России

-      Спасибо деду за победу

-    Мои добрые поступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помимо запланированных, темы «Кругов рефлексии» определялись воспитателем по обстоятельствам, например, если в группе произошло какое-то событие.

Для того чтобы обсуждение проходило эффективно, мы поделили группу на две подгруппы (чтобы дети не уставали), и со второй подгруппой работал младший воспитатель.

Вследствие проведения таких кругов в ребенке дошкольного возраста начинает происходить нормализация его поведения, то есть поведение детей изменяется от девиантного к нормальному.

Дети умеют вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. Умеют вести диалог, при этом используют различные средства выразительности. Дети внимательно слушают друг друга и понимают.

Воспитанники не остаются равнодушными к происходящему вокруг них, они активны, принимают участие в жизни группы. Дети могут понять причины проявления положительных и отрицательных эмоций сверстников, способны разобраться в своих чувствах и рассказать о собственном состоянии.

 

Дата последнего обновления страницы 14.08.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»